Главная\Статьи для современных женщин об отношениях, о психологической самопомощи и о деньгах


Путешествие к шаманке: мир духов (часть третья)


Данная статья является продолжением статей «Путешествие к шаманке» и "Путешествие к шаманке и о шаманских практиках"

Особенность мировосприятия у древних людей состоит в образности мышления. Наши далекие предки воспринимали мир живым. Это означает, что всякое тело, предмет, явление, умение или навык имеет живую составляющую – дух.

Об этом говорят бесчисленные фразеологизмы (устойчивые словосочетания). Дождь идет, солнце садится, лед встал, месяц светит, солнце греет, пришла весна, ветер дует, время бежит и др. Во всех случаях видим проявление живого у неживого. Неживое наделяется качествами живого.

Дети мыслят образами. Взрослые (в большинстве своем) лишаются образности мышления. Из детского правополушарного взрослое мышление становится левополушарным. Однако некоторые взрослые сохраняют способность мыслить образами. Это – творческие, креативные и гениальные люди. Помните, А. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рассказывает об удивительном живом зеркальце:

«Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело».

Там же, главный герой ведет диалог с солнцем:

«К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец.
«Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…»

с месяцем:

Темной ночки Елисей,
Дождался в тоске своей.,
Только месяц показался,,
Он за ним с мольбой погнался:,
«Месяц, месяц, мой дружок,,
Позолоченный рожок!,
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
«Братец мой,» -
Отвечает месяц ясный. «Не видал я девы красной».

с ветром:

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе»
«Постой», -
Отвечает ветер буйный.
«Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора…»

Зеркальце, солнце, месяц, ветер наделяются живой сущностью. У них есть живая составляющая - дух. Именно к ним, к духам солнца, месяца и ветра обращается за помощью королевич Елисей и получает ее.

В основе шаманских технологий лежит обращение шамана к добрым духам за помощью, энергией, силой, ресурсами и общение с духами («шаманское состояние сознание» по М. Харнеру).Общение с духами требует от шамана готовности общаться с ними. Готовность – это такое состояние психики, которое характеризуется полной ясностью сознания и полным освобождением от человеческой суеты. Практики, используемые в шаманстве, языком описать почти невозможно, слов подходящих пока нет. Практики – это определенные состояния. А человеческий язык развивается следом за практиками (деятельностью). Чем больше людей будут практиковать шаманские технологии, и чем больше будут говорить о них, тем быстрее человечество создаст подходящие термины… (Говоря о технологиях, я говорю не о внешних атрибутах, которые обычно видят или слышат присутствующие на шаманских практиках, как-то: одежда, предметы, песни, окуривание и пр.. Речь идет о глубинных психических процессах у шамана).

Все пространство заполнено духами. Духи есть и у больших энергий: стихий и архетипов. Шаман может просить только на своей силе, а может пользоваться силами животных и растений. Духами-помощниками могут выступать предметы (камень), местность, огонь, личные действенные способности и навыки человека (умения общаться, плавать, запоминать, что-то понимать, петь, танцевать, охотиться и т.п.). При освоении новых умений и навыков количество «помощников» в течение жизни может увеличиваться. Многие из этих умений люди перенимают у животных, птиц, земноводных, т.е. у тех, которые считаются авторитетами в своих видах деятельности. В этих случаях считается, что духи соответствующих представителей животного мира помогают человеку в его запросах. (Отсюда и соответствующие имена у древних людей: Хитрая лиса, Бешеный Конь, Красный Волк и др.).

Духи будут помогать шаману только в том случае, если он находится на пределе своих возможностей. Иначе говоря, если шаман может сделать что-то сам, он должен это делать сам. Потому что в этом случае духи помогать ему не будут. Однако если шаман действует на пределе своих возможностей, и духи к нему благосклонны (он дружен с ними), то они ему помогают.

Шаман – как феномен – родом из далекой древности. Мировосприятие шамана такое же, какое было у наших очень далеких предков: мир населен духами. В измененном состоянии сознания шаман контактирует с ними. Измененное состояние сознания – это такое состояние психики, когда сознание «отключается» и перестает контролировать как внешнюю действительность, так и собственное бессознательное. Говоря психологическим языком, шаман фактически обращается к своему бессознательному, к своему образному воображению и именно оттуда получает информацию, помощь и ответы. И при этом с каждым разом он нарабатывает и увеличивает свой собственный опыт новой духовной реальности.

10 ноября 2015 г.



ХОТИТЕ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ?

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ